мастер - класса по художественно - эстетическому развитию

13.12.2021

Конспект

мастер - класса по художественно - эстетическому развитию

с применением полихудожественного подхода

 на тему: "Путешествие в мир детства"

МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» с. Старые Атаги

Урус - Мартановского муниципального района»

 

Воспитатель - Саадулаева Элиза Рамзановна

 

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри!

        Я представляю вашему вниманию мастер - класс по художественно -          эстетическому развитию на тему "Развитие творческих способностей с применением полихудожественного подхода, который называется  "Путешествие в мир детства"".

Цель моего мастер-класса это развитие творческих способностей через формирование личностно-ценностного отношения к различным видам искусства и их взаимодействия.

        В работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию я обратила внимание, что дети очень часто зажаты, неуверенны, скованы. Боятся ошибиться, когда выполняют какую-то работу, очень боятся использовать яркие насыщенные цвета, и стараются действовать по шаблону.

Для полихудожественного воспитания используются сразу несколько видов искусств это живопись, музыка и художественное слово. Обусловлены эти виды искусств, такими процессами как переживания, мышление и воображение.

          Римский - Корсаков  так говорил о воздействии на человека этих трех видов искусств - живопись дает нам  образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение. Музыка дает нам настроение и поэтому настроению следует воссоздать  мысль и образ. Синтез  изобразительной, музыкальной деятельности и художественного слова позволяет затронуть самые тонкие и чувствительные струнки детской души.

         Комплексное воздействие музыки, поэтического слова, художественного образа расширяет возможность детского самовыражения и, конечно же, повышает творческий потенциал ребенка.

           Основоположником данного подхода является Борис Петрович Юсов, который обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного развития детей, он же и ввел термин полихудожественное образование.

           В душе ребенка изначально взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт и творчески направлен. Детская душа чувствительна и  к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если до ребенка мы донесем красоту музыкального или изобразительного произведения и покажем  все многогранные оттенки человеческих чувств, то то, что заложено в ребенке с раннего детства, уже не будет утрачено в нем никогда.

             И так, мы начинаем.

      

"Детство"

Мы часто слово "детство" говорим,

Не сознавая магию значения,

А в ней волшебный домик из печенья,

Фантазий необычных яркий мир!

Страна  забавных маленьких людей,

Мечтающих о куколке в карете,

О гномике в малиновом берете,

О доблести законных королей.

В ней каждый и слуга, и господин,

Честны, умны, добры без всякой меры,

А над судьбой кружево из флера,

Что будет завтра - знает Бог один!

 Стихотворение Надежды Демидовой.

              Все мы родом из детства, хотя и родились в разных городах. Мое детство. Родной дом. Беззаботные друзья. Наши любимые игры. Помните, как здорово было. Выбегаешь из дверей и ждешь чего-то нового, интересного. Побегаешь весь день на улице, пока мама домой не позовет. Утром мы торопились в школу, боялись опоздать, и еще быстрее мчались домой. Мой родной дом. Я до сих пор помню цвет твоих стен. И сад за окном. Как было спокойно и уютно. Помните, как в наших домах на стенах висели картины? В гостиных, комнатах, залах это были пейзажи родной природы или репродукции портретов, на кухне это были натюрморты.

 А что вспомнили вы, уважаемые коллеги?

Какие воспоминания пришли к вам из детства, поделитесь. (Ответы)

         Я думаю, у каждого из вас возникли воспоминания из своего детства. И это лишний раз подтверждает то, что мы с вами став взрослыми, до сих пор помним самое приятное, яркое, интересное, то, что мы испытали в детстве.

       Вот так с помощью художественного слова, музыкальной мелодии, изобразительных средств мы с вами погрузились в художественную среду, где формируется мотивация общения, сопереживания и размышления.

 

     Я задам еще один вопрос: что украшало стенки вашего дома, что стояло на полочках сервантов, шкафов? ( Ответы: Статуэтки, шкатулки, фотографии). Так вот статуэтки берегли, передавали из поколения в поколение, дарили, как

подарки, это был очень хороший подарок. Нам не разрешали с ними играть, хотя нам очень этого хотелось. И вот, я вам предлагаю сделать статуэтку своими руками. Приглашаю вас принять участие в моем мастер-классе.

 

      Сядьте прямо, спинки выпрямили, улыбнулись.

      Сегодня мы с вами будем делать статуэтку балерины из фольги. Для этого нам нужны ажурные салфетки, фольга, нитки, ножницы и лента для украшения.

      Хочу вас сразу предупредить об осторожном обращении с ножницами.

      Для того, чтобы сделать статуэтку человека, нам сначала нужно сделать "выкройку". Для этого нам нужно визуально разделить верхнюю часть фольги на 3 части, сделав 2 небольших разреза. Средняя часть это будет голова нашей статуэтки. Дальше мы с вами сделаем заготовку для рук и ног, для того, чтобы сделать заготовку для рук, нам нужно сделать 2  горизонтальных разреза по бокам фольги. Для ног  мы должны сделать 1 разрез вертикально снизу вверх , и так, заготовка готова. У всех получилось?

        Давайте мы сформируем голову вот такими движениями, сначала можно ее просто собрать и оставить на время, а руки и ножки мы собираем вот такими движениями, и заодно, середину прижимаем понемножку. И ножки формируем побыстрее, ведь вы уже знакомы с материалом.

       Фольга, конечно, очень хороший материал, он вызывает у детей радость, побуждает желанию с ним работать, развивает слуховое внимание, слышите, как он шуршит? Она такая блестящая, вызывающая чувство праздника, потому что шоколадки, конфеты, подарки заворачивают в фольгу.

        Посмотрите, вот приблизительно такая форма статуэтки должна у нас получится. У всех все получается, кому-нибудь нужна моя помощь? (Ответы) По мере необходимости оказываю помощь.

         А теперь мы с вами поработаем более тонко над каждой деталью. Голову надо слепить в виде шарика. Фольга хороша тем, что имеет свойство пластилина, из нее можно лепить, но вместе с тем, она также коварна тем, что может ломаться и рваться. Работаем быстренько, ведь пальчики наши с вами уже размялись. Детям такая работа помогает развивать мелкую моторику рук.

        Руки делаем изящными, тоненькими, как руки балерины. Ноги тоже получаются длинными и стройными.

        Вот мы и сделали балерину, но нам теперь нужно одеть на нее пышную юбку. Отложим в сторону фигурки и проведем с вами физкультминутку.

Физкультминутка

 

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь.

Нам сказала балерина:

- Станет талия осиной,

- Если будем наклоняться,

Влево - вправо, десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь на носочки,

словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5, повторяйте - ка опять:

1,2,3,4,5.

Дала нам сказка отдохнуть? Отдохнули? Снова в путь!

 

       Затем продолжаем работу.

       Возьмем наши ажурные салфетки в руки. Их нужно сложить пополам, затем еще раз и отрезать верхний уголок, опять же не забывая о безопасности работы с ножницами. Раскрываем нашу юбку, одеваем и закрепляем ниткой вокруг талии. Излишки нитки нужно отрезать. Украсим теперь  талию балерины, повязав красивый бант из ленточки.

       А теперь я хочу вас попросить дать характеристику вашей статуэтке, хотя бы два слова, может вы увидели в ней какую-нибудь героиню из какой-то сказки? Может она у нас хочет выйти на сцену? Для этого нам надо ей придать форму, чтобы наша балерина немножко "ожила". Отведем одну руку в сторону, другую поднимем вверх. Одна нога прямая, другая отведена назад вверх. Посмотрите, какая же она изящная!  Пусть она покружится под музыку П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик" - "Вальс цветов". Звучит музыка, балерина кружит в воздухе в руках педагогов. Музыка затихает.

         Дорогие, коллеги, скажите, пожалуйста, вы удовлетворены своим результатом, вам понравилось делать статуэтку? (Ответы) Спасибо, я очень рада. А скажите, пожалуйста, я смогла затронуть струнки вашей души своим выступлением? Спасибо большое, мне очень приятно, что мы все с вами вспомнили наше детство.

         Я хочу подвести итог:

 - мы с вами справились с работой;

-  мы с вами узнали, что из обычного материала можно сделать изящную фигурку;

- мы увидели красоту материала, из которого можно делать много всего разного.

         И я думаю, что вот эти фигурки будут достойным украшением вашей коллекции поделок!

            Я вас всех благодарю за участие в моем мастер-классе. Спасибо большое.